Методы диагностики заболеваний ЖКТ

Патологии желудочно-кишечного тракта занимают лидирующее место среди списка заболевания. Согласно данным исследований, каждый третий больной страдает расстройствами пищеварительной системы, но патологии остаются неизвестными, так как человек не желает проходить осмотр. Диагностика ЖКТ позволяет выявить малейшие отклонения на начальном этапе, принять меры по корректировке состояния. Своевременная диагностика отклонений со здоровьем, позволяет продлить жизнь больному и существенно улучшить ее качество.
Врач беседует с пациентом

Методы

Первый шаг, который должен сделать пациент – это записаться к эндоскописту на обследование. После консультации, медик решает, каким образом диагностировать патологию, назначит лечение. В первую очередь, врач опрашивает человека, собирает анамнез. По симптомам, жалобам составляет схему последующей диагностики. Затем прибегает к методам диагностики:

Обследование

1. Физикальный.
  2. Лабараторный.
  3. Инструментальный.

Инструментальные методы классифицируют на пару видов:

1. Эндоскопическое обследование.
  2. Определение секреции.
  3. Лучевая диагностика.

Комплексное обследование позволяет обнаружить малейшие отклонения в работе пищеварительной системы, назначить соответствующее лечение.

Физикальная диагностика

При обращении в клинику, специалист приступает к осмотру, который предполагает использование нескольких методов:

1. Пальпация или прощупывание живота, которое выполняется руками доктора, без оборудования. Согласно многочисленным исследованиям, патологии пищеварительной системы человека квалифицированные специалисты обнаруживают путем прощупывания. Например, врач определяет метод локализации боли, степень напряжения брюшины, другие изменения. Выполняется прощупывание живота в тёплом помещении, больной может занять любое удобное положение. Но лежачее положение удобнее, так как мышцы брюшины максимально расслаблены. Кушетка должна быть мягкой, под головой находится небольшая подушка.
  2. Аускультация или прослушивание звуков, которые исходят из пищеварительного тракта. Для помощи в диагностике медик использует стетофонендоскоп. Зачастую медик может прослушивать шумы своим ухом, прикладывая его к животу. Аускультация проводится в полной тишине, при этом нажим на живот недопустим.
  3. Перкуссия позволяет определить где локализуется воспалительный процесс. Врач проводит перкуссию наряду с прощупыванием живота.
    Важно! Физикальная диагностика носит первичный характер. И полагаться исключительно на такую диагностику медик не может. Для точного обследования человека направляют на сдачу анализов, аппаратные методы диагностики.

Внутренние органы

Лабораторное обследование

Лабораторное обследование подразумевает взятие крови для выявления малейших отклонений. Рассмотрим показатели биохимии, которые помогают заметить отклонения в работе пищеварительной системы:

1. АЛТ и АСТ.
  2. Билирубин.
  3. Гемоглобин.

Наиболее информативным методом считается исследование каловых масс. При этом врач может заметить:

1. Кровь.
  2. Яйца и остатки глистов.
  3. Лямблии.
  4. Может определить степень переваривание пищи.
  5. Выявить наличие дисбактериоза.

После обследования анализов крови, кала и мочи, больного направляют на аппаратную диагностику для уточнения диагноза.

Инструментальная диагностика

Инструментальное обследование помогает врачу подтвердить диагноз или исключить его. И включает в себя эндоскопические, ультразвуковые и прочие обследования. Это позволяет врачу увидеть малейшие отклонения в работе желудочно-кишечного тракта, правильно диагностировать заболевание, приступить к корректировке.
Пальпации

Секреция желудочной кислоты

У человека заболевания пищеварительной системы протекают с изменением кислотности. Поэтому врач обследует секрецию желудочной кислоты – проводит ph-метрию. А также медики часто прибегают к зондированию желудка. Но такая методика не подходит при кровотечениях, для пациентов с острой сердечной недостаточности, в период вынашивания плода.

Эндоскопическая диагностика

Группа проктологов проводит эндоскопическое обследование пищеварительной системы с использованием оптических инструментов. Это наиболее точная технологическая процедура, которая расскажет о состоянии кишечника. Основными методами являются:

Пищеварительная система

1. Фиброгастродуоденоскопия или комплекс обследований кишечного тракта зондом.
  2. Колоноскопия подразумевает обследование толстого кишечника колоноскопом, которые вводят в анус. Прибегают к обследованию в крайних случаях, если диагностировать патологию без колоноскопа невозможно.
  3. Лапороскопия. На стенке брюшины делается небольшой прокол, через который медик закачивает углекислый газ, потом выводит его через эндоскопические аппараты. Нельзя прибегать при заболеваниях, которые связаны с плохой свертываемостью крови.
  4. Капсульное обследование. При этом больной выпивает капсулу небольшого размера, внутрь вмонтирована камера. Капсулка проходит через пищеварительную систему человека. Снимки с камер попадают на компьютер. Информативный метод, позволяющий выявить злокачественное новообразование и другие болезни.Пройти капсуле может мешать новообразование кишечника, которое требует хирургического вмешательства.
  5. Панкреатохолангиография или определение состояния желчных протоков, путем введения контрастного вещества, а затем проводится рентгенографический снимок.

Эндоскопическая диагностика — это информативное обследование пищеварительной системы, позволяющее заметить малейшие отклонения в функционировании ЖКТ на начальном этапе, приступить к корректировке.

Лучевая диагностика

Лучевая диагностика заболеваний ЖКТ подразумевает комплексное обследование. Помимо анамнеза и анализов, доктора прибегают к помощи лучевых методов. Лучевая диагностика подразделяется на следующие исследования:

Узи

1. Рентгенодиагностика. Суть методики заключается в визуализации органов брюшной полости рентгеновским снимком. Перед обследованием человек есть бариевую кашку, которая и помогает заметить патологические изменения на начальном этапе развития.
  2. УЗИ. Ультразвуковая диагностика помогает врачу определить скорость циркуляции крови и движения стенок паренхиматозных органов.
  3. Сцинтиграфия или определение активности ЖКТ с использованием радиоактивных изотопов, которые человек заглатывает с продуктами питания. Процесс продвижения пищи фиксируется медиком и специальной аппаратурой.
  4. КТ и МРТ назначают в крайних случаях, при подозрении на злокачественное новообразование, желчнокаменное заболевание и другие болезни.

Лучевая диагностика помогает специалистам заметить малейшие отклонения в работе ЖКТ.

Диагностические мероприятия обследования желудочно-кишечного тракта позволяют выявить заболевание на начальном этапе. Пройти диагностику можно в медицинском учреждении по месту жительства. А для удобства пациент может записаться на прием на сайте DocDoc.ru. Система автоматически найдет медика, который проведет комплексное обследование. Своевременная терапия отклонений со здоровьем помогает сохранить жизнь больному и существенно улучшить ее качество.

Из видео вы узнаете о диагностике ЖКТ: